Рекомендации на лето



Рекомендации на лето
Лето – это прекрасная пора не только для отдыха и развлечений, но и для развития Ваших детей. Не упускайте лишней возможности позаниматься со своим ребёнком.

Повторяйте пройденные темы.


Следите за произношением детей!
Добивайтесь правильного про­изношения поставленных логопе­дом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необ­ходимо будет начинать работу по их постановке заново.  Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры.

 Обогащайте словарный за­пас детей новыми словами!
Этому способствуют летние путе­шествия, новые впечатления, полу­чаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явле­ний природы, растений, животных.

 Продолжайте вместе с деть­ми читать художественные произ­ведения, пересказывайте короткие тексты,   устно   сочиняйте   сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.


Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении пред­ложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, не­правильный порядок слов в пред­ложении.

Играем в речевые игры:

• Скажи наоборот (большой – маленький).

• Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб).

• Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего.

• Птицы и животные (дикие и домашние), их детеныши. ( Мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК).

• Один – много (шар – шары - много шаров, дом – дома - много домов).

• Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик).

• Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный. И наоборот: деревянный стол сделан из чего? - из дерева).

  Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкуснoe» слово (яблоко, например) и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Придумывайте рифмы к разным словам.

Загадывайте загадки.

Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве.

Играем, развивая фонематические процессы:

  Повтори за мной (слоговые дорожки – па-ба-па, та-да-та и т.д).

  Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане, вскипает вода в чайнике, шипит масло на раскалённой сковороде. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит».  

Хорошо слушать звуки во время прогулки на улице.

Развиваем речевое дыхание

  Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

  Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

  «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа широким языком.

  «Буря в стакане». В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку,  усиливаем выдох - вода бурлит.  Не забываем - плечи не поднимать!  


Играем на кухне и не только

Играем с кастрюлями (мисками).
Дайте ребенку кастрюли (миски), разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню, вкладывать  одну в другую по величине, начиная с большей. Тем самым закрепить понятия – большой, средний, маленький. Дайте ребёнку крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждому предмету посуды. Возьмите две разных миски (или любые другие предметы) и попросите описать, чем они похожи и чем отличаются (цвет, размер, материал, форма, назначение, части предмета и т.д.)

Играем с крупами.
Насыпьте любую крупу в кастрюлю (миску), например, горох. Пусть ребёнок перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе. Можно самому спрятать в ёмкости с крупой мелкие фрукты, овощи, предметы посуды, цветные крышки от пластиковых бутылок, пластиковые или деревянные геометрические фигурки, предложить опустить руки в крупу, найти знакомый предмет и, не доставая её из ёмкости, определить, что ему попалось в руки, показать второй такой же. Смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой.

Игры с водой. 
Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.


Играем с пинцетом.

Берем пинцетом крышки от бутылок, фасоль, горох и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Угадываем на вкус различные продукты.
Лепим из теста.  
При замесе теста для пельменей, пирогов не  пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи формочек из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь.

Рисуем.

Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку, вилку или блюдце). Рисунок можно заштриховать.  Рисовать можно не только на листке бумаги, но и на рассыпанной на столе или подносе ровным слоем муке, манной или кукурузной крупе. Можно нарисовать картину, геометрические фигуры.

Считаем.

Считать можно абсолютно всё: машины на проезжей части, прохожих на тротуаре, деревья по дороге от дома до детского сада, яблоки в вазе, картошку в тарелке. Давайте небольшие поручения ребенку: принеси 2 яблока, покажи две ромашки. Можно решать примеры и простые арифметические задачи с опорой на наглядность.

Выкладываем геометрические фигуры, узоры из палочек, конфет, в общем, из всего, что у вас есть.

Нарезаем овощи, фрукты детским пластмассовым ножиком. Выкладываем разные картинки.
На ощупь.
 Положите в непрозрачный  пакет различные овощи, фрукты, предметы. Пусть ребенок засунет ручку в пакет и на ощупь угадает, что это.


Играем с пробками от пластиковых бутылок.

Предложите ребенку поиграть с пробками от бутылок. Их можно сортировать по цвету, размеру. Можно предложить и такой вариант: две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог, рассказывая любое стихотворение. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Для развития памяти.

Положите несколько предметов, пусть малыш посмотрит на них, назовет их. Теперь убираем один, или меняем предметы местами, смотрим, чего не стало, что изменилось.

Собираем спички, зубочистки (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.  Из спичек (или счетных палочек) можно выкладывать узоры, фигуры, рисунки как по образцу взрослого, так и собственному замыслу ребёнка.  Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии. Однако будьте внимательны: маленьким детям лучше не давать острые зубочистки или делать это под строгим присмотром взрослых!

Игры с магнитами.
Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, можно попросить ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д. На холодильнике также можно разместить цифры на магнитах, изучать их, располагать в нужной последовательности, отыскивать соседей заданного числа и т.п.


Дети   и в летний период не должны забывать о существовании карандашей,   красок,   пластилина, ножниц.  Помните, что  рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. (Ребёнок плохо рисует, не проявляет интереса к рисованию или другим видам изодеятельности - это сигнал к тому, что в школе у него могут появиться проблемы).

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, используйте свой шанс приятно и с пользой провести время,  и  Ваш ребенок приобретёт полезные знания, умения и навыки. Желаем успехов!

3 комментария: