На занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления»
происходит содействие познавательному развитию воспитанников
посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с
ними логических операций.
Развивается произвольность, преднамеренность,
целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы,
активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания; глазомер;
чувство времени; интеллектуально-творческие
способности личности воспитанника.
Формируются представления о количественных отношениях между временными отрезками (дни
недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год); четырехугольниках; величине; умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы
по 1-3 признакам.
Дети обучаются способам образования чисел в пределах 10, определения связей и
отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух
меньших чисел (в пределах 10), узнавания и использования цифр и некоторых математических
знаков («<», «=», «>», «+»,«-»); измерения величины с помощью условной мерки; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего
мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот
(построение простейших планов, схем); различения дней недели, месяцев года, определения их
последовательности и чередования; смены суток.
У детей развивается умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5-10
элементов, определять отношения по величине между предметами, графически их
показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать
словами размерные отношения по одному-двум параметрам величины одновременно
между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке; осуществлять различные действия с плоскими и объемными
геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник,
трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус и др.), определять форму предметов и их изображений, обозначать их
с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа, определять положения изображений на листе бумаги, опираясь
на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый
нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон; ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от
других объектов; двигаться в заданном направлении, определять и объяснять временную
последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала
- потом», «было - есть - будет», «раньше - позже»; показывать при помощи
стрелки последовательность событий.
Сенсомоторное развитие
Сенсорное
развитие ребенка - это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких
как: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус. Именно
младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Чем больше дети познают, тем богаче их
сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это
позволит легче учиться. Чтобы
познакомиться с каким – нибудь предметом
его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие –
то действия, которые называются моторными. Что бы взять предмет одной рукой,
малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет,
то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и
умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его
руки новые, неизученные предметы, тем быстрее они станут умелыми. Тренировка ручной ловкости способствует
также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму
(в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему)
Также важно, чтобы были подобраны
игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные
ощущения. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности
рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений
пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены,
и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших
полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует
артикуляцию. Начинать работу по развитию
мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте
можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. Очень важной
частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».
Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой деятельности. «Пальчиковые
игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей,
их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это
инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие
игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если
ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет
стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Предлагаем Вам пальчиковые игры, которые можно
проводить дома.
Упражнение с круглой щеткой для волос.
Ребенок катает щетку между ладонями,
приговаривая:
"У
сосны и у елки
Очень колкие иголки."
Упражнение с решеткой для раковины.
Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок
ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый
ударный слог. "Ходить" можно
поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Упражнение с пельменницей.
Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и
средним)изображает пчелу, летающую над
сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли
меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
Упражнение с пробками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе
резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в
них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный
слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно
проделать двумя руками
одновременно. Чтобы ребенку не
было скучно, а мама была спокойна, предложите малышу игры рядом с Вами на
кухне.
Волшебные шнурки
Игра помогает изучить форму
предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и
терпение ребенка Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
◈ Покажите
ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных
фигур и предметов.
◈ Создайте с
ребенком целую картину на столе.
Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с
широким горлышком.
◈ Высыпав крупу
в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую
посуду.
◈ Научите
малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
◈ Научите его
делать движения рукой, как будто он солит.
Опять мимо!
Игра развивает мелкую моторику и координацию
движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и
узким горлышком.
◈ После того,
как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните
задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
◈ Пусть малыш
пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
◈ С
закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
◈ Обращайте
внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в
этой бутылке почти не осталось пустого места».
Крутится?
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает
мелкую моторику
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с
отвинчивающимися крышками. ◈
Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.
◈ Покажите
малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках. ◈ Попросите
повторить ваши действия.
Входит и выходит
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает
мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками,
маленькая мягкая игрушка.
◈ Покажите
ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать
игрушку.
◈ Предложите
ему самому закрыть игрушку в «домике».
◈ Если есть
несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик
подойдет для игрушки, а какой нет.
Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков
классифицирования Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
◈ Покажите
ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
◈ Смешайте их.
Попросите ребенка разобрать макароны.
◈ Помогите
ребенку справиться с заданием.
Поезд из катушек
Игра способствует развитию мелкой моторики,
цветового восприятия
Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками,
мягкая проволока.
◈ Покажите
ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет
каждой катушки.
◈ Когда работа
будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать
поезд.
Уважаемые родители, проявляйте фантазию,
творчество, придумывайте игры сами и помните – все в Ваших руках!
Простои доступно как для педагогов, так и для родителей.
ОтветитьУдалитьЯ рада, что вам понравилось.
Удалить