Элементарные математические представления

На занятиях по образовательной области «Элементарные математические представления» 

происходит содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Развивается произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические, исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени; интеллектуально-творческие способности личности воспитанника. 

Формируются представления о количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год); четырехугольниках; величине; умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1-3 признакам.

Дети обучаются способам образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10), узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=», «>», «+»,«-»); измерения величины с помощью условной мерки; переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем); различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток.

У детей развивается умение строить сериационные (упорядоченные) ряды из 5-10 элементов, определять отношения по величине между предметами, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения по одному-двум параметрам величины одновременно между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке; осуществлять различные действия с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция, ромб, шар, куб, цилиндр, конус и др.), определять форму предметов и их изображений, обозначать их с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа, определять положения изображений на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы, середина верхней, нижней, правой и левой сторон; ориентироваться в окружающей обстановке в направлении от других объектов; двигаться в заданном направлении, определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала - потом», «было - есть - будет», «раньше - позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий.


Сенсомоторное развитие 

    Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться.  Чтобы познакомиться с каким –  нибудь предметом его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными. Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее они станут умелыми.   Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему) Также важно, чтобы были  подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.  Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень важной  частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.  «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается  ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти  игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Предлагаем Вам пальчиковые игры, которые можно проводить дома.


Упражнение с круглой щеткой для волос.                     

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:                                                              
"У сосны и у елки                                                                            
Очень колкие иголки."

Упражнение с решеткой для раковины.                      

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит  указательным и средним  пальцами, как ножками, по этим  клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный  слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя  одновременно, говоря:                                                              
"В зоопарке мы бродили,                                                               
К каждой клетке подходили                                                                                               
И смотрели всех подряд:                                                                                                    
Медвежат, волчат, бобрят".

Упражнение с пельменницей.                   
Ее поверхность похожа на соты.  Малыш двумя пальцами (указательным и средним)изображает   пчелу, летающую над сотами:                                                                                          
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам                                                                       
И в каждую входят с проверкою: что там?                                                               
Хватит ли  меда всем нам до весны,                                                                             
Чтобы не снились голодные сны?"                                                                                                                                               

Упражнение с пробками.                  
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:                                                                                                                                                    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,                                                               
Мы любим забавы холодной зимы".    

То же самое можно  проделать двумя руками   одновременно.    Чтобы ребенку не было скучно, а мама была спокойна, предложите малышу игры рядом с Вами на кухне.         

Волшебные шнурки  
Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.
Создайте с ребенком целую картину на столе.    

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
Научите его делать движения рукой, как будто он солит.    

Опять мимо!                                                               
Игра развивает мелкую моторику и координацию движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.
  После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».  

Крутится?
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками. Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.
Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках. Попросите повторить ваши действия.

Входит и выходит
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.
Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.
Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».
Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.
Помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек
Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия
Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.
Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.   

Уважаемые родители, проявляйте фантазию, творчество, придумывайте игры сами и помните – все в Ваших руках!

2 комментария: