Рекомендации
учителя-дефектолога на лето
Летние каникулы самое подходящее
время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Развивающие занятия можно проводить в игровой форме. Это поможет ребенку
набраться сил и физически окрепнуть, чтобы справляться со школьными нагрузками.
Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они
развивают координацию и скорость реакций, учат формировать стратегию поведения,
особенно игры с правилами. Сложного в занятиях ничего нет.
Наиболее универсальная игра: «Весѐлая поездка».
Вы с ребёнком путешествуете и проезжаете
различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите повторить, подберите заранее их названия.
Ø Если работаем над автоматизацией звуков, остановки
могут быть такие: Свистелкино (на звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л),
Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, ребѐнок должен хорошо назвать
необходимый звук, подобрать слова с ним и составить словосочетания или
предложения.
Ø Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие
станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них
необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели,
овощей, грибов.
Ø Если ребёнок затрудняется в составлении рассказов, то
разложите в качестве остановок картинки и попросите малыша, проезжая мимо,
рассказывать, что происходит на каждой станции. Ребёнка можно стимулировать
различными призами за проделанное путешествие по станциям.
Ø Так же
малыша могут заинтересовать минивикторины на станциях, например: на остановке
Одежда, можно спросить ребёнка, как назвать одежду из кожи (кожаная), из
хлопка, шерсти, меха и т. д.; на остановке Ягодно–Фруктовая, спросите какое
варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т.д.
Обязательно играйте!
Играем
в речевые игры:
· Скажи
наоборот (большой – маленький).
· Посчитаем
(1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб).
· Действие
(что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин
или окружающего.
· Птицы
и животные (дикие и домашние). Их детеныши. (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК).
· Один
– много (шар – шары, дом – дома).
· Скажи
ласково (птица – птичка, ковер – коврик).
· Словообразование
(например: стол из дерева – какой? – деревянный).
Игры с мячом «Съедобное –
несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5
названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением:
высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость
реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас
ребенка.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход
"по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают
словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
-
какими словами, красками можно описать время года;
-
назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только
весёлые слова;
-
расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко
какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
-
что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -
растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Играйте в слова, где
изменяется только один звук:
почка - дочка - точка - кочка…
«Найди ошибку в
предложении». ( В лес растут грибы. Шишки
растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять
рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит
из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца
(короткого, как вечер).
Чаще
читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое
внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для
дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте
иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он
запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его
описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу,
слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в
бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играем, развивая фонематические процессы:
· Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д).
· Назови первый
(последний) звук в слове.
· Где спрятался звук - в
начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
· Какой ты слышишь звук,
ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА какой слышится звук [М] твердый или мягкий?)
Советы родителям по работе над
правильным
речевым дыханием
Разнообразные дудочки, трубочки
помогают формировать сильную струю воздуха.
Ø Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем
воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается).
Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Ø «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа
широким языком.
Ø «Буря в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные
упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду
трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в
трубочку, усиливаем выдох - вода бурлит.
Не забываем - плечи не поднимать!
Не забываем - плечи не поднимать!
Развивайте мелкую моторику!
Обязательно нужно:
· собирать, перебирать ягоды;
· полоть грядки;
· выкладывать рисунки из камней, шишек,
спичек, круп;
· играть
с глиной, мокрым песком;
· играть с мячами и мячиками (бросать,
ловить, бить в цель)
· бросать и ловить летающие тарелочки;
· собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
· перебирать крупы;
· играть с пальчиками (народные игры
типа «Сорока»);
· раскрашивать раскраски цветными
карандашами;
· складывать простые игрушки из бумаги
(оригами);
· завинчивать гайки (игрушечные и
настоящие);
· плести из бисера, резиночек;
· лепить из пластилина, пластика, теста.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С
этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и
оптимизме.
Желаю
успехов!
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя,
необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры,
к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а
тактично исправить ребенка.
4. Постоянно контролировать речь детей,учить
правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не
требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не
доступно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий