Рекомендации на лето


Рекомендации
учителя-дефектолога на лето

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Развивающие занятия можно проводить в игровой форме. Это поможет ребенку набраться сил и физически окрепнуть, чтобы справляться со школьными нагрузками. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами. Сложного в занятиях ничего нет.
Наиболее универсальная игра: «Весѐлая поездка».
Вы с ребёнком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите повторить, подберите заранее их названия.
Ø Если работаем над автоматизацией звуков, остановки могут быть такие: Свистелкино (на звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л), Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, ребѐнок должен хорошо назвать необходимый звук, подобрать слова с ним и составить словосочетания или предложения.
Ø Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов.
Ø Если ребёнок затрудняется в составлении рассказов, то разложите в качестве остановок картинки и попросите малыша, проезжая мимо, рассказывать, что происходит на каждой станции. Ребёнка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям.
Ø Так же малыша могут заинтересовать минивикторины на станциях, например: на остановке Одежда, можно спросить ребёнка, как назвать одежду из кожи (кожаная), из хлопка, шерсти, меха и т. д.; на остановке Ягодно–Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т.д.
Обязательно играйте!



 Играем в речевые игры:

· Скажи наоборот (большой – маленький).
· Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб).
· Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего.
· Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК).
· Один – много (шар – шары, дом – дома).
· Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик).
· Словообразование (например: стол из дерева – какой? – деревянный).

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.


Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…

 «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
   
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.


Играем, развивая фонематические процессы:

·  Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д).
·  Назови первый (последний) звук в слове.
·  Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.
·  Какой ты слышишь звук, ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА какой слышится звук [М] твердый или мягкий?)

Советы родителям по работе над правильным
 речевым дыханием
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.
Ø Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
Ø  «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа широким языком.
Ø «Буря в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку,  усиливаем выдох - вода бурлит.   
Не забываем - плечи не поднимать!                          
                                           


Развивайте  мелкую  моторику!
Обязательно нужно:
· собирать, перебирать ягоды;
· полоть грядки;
· выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
· играть с глиной, мокрым песком;
· играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
· бросать и ловить летающие тарелочки;
· собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
· перебирать крупы;
· играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
· раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
· завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· плести из бисера, резиночек;
· лепить из пластилина, пластика, теста.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.



  Желаю успехов!
 

Родители должны помнить:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка.
4. Постоянно контролировать речь детей,учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий