Будущее родной Беларуси зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Чтобы понять душу белорусов, через историю, культуру своих земляков
приобщить детей к общечеловеческим ценностям, необходимо знать свои корни, свое
прошлое и настоящее.
Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни,
сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание
труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных
отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное
творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и
воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него
по-другому видят окружающий мир.
Для детей 3-4 лет доступными и интересными являются такие жанры народного
творчества, как песенки и потешки: «Iграу я на дудцы», «Ой бычок, мой
бысенька», «Ку-ка-рэ-ку, певунок», «Вожык», «Кую, кую ножку».
И, конечно же, белорусские народные сказки: «Курачка – раба», «Былiнка
iварабей» «Зайкава хата», «Каза – манюка», «Пчала i муха», «Муха – пяюха»,
«Коцiк, пеунiк i лiсiца».
Таким образом, произведения устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности
в духе патриотизма.
С любви к родному дому, к песни матери, с изучения истории народа, с
постижения его традиций начинается любовь к родному краю, к Родине, ко всей
Земле. С детства прививается патриотизм человеку, а прежде всего в семье и в
дошкольном учреждении, потому что там начинается формироваться мировоззрение
гражданина.
Без знания родного языка, истории, культуры, традиций нет и патриота
своей Родины.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них
нужно отвечать. Но так получается, что мы сами, взрослые, мало можем вспомнить
о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. А
много ли мы знаем народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок,
игр?
Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться
лучшие традиции и обряды? Чем будут дети гордиться и с кого брать пример? Как
воспитать сыновей и дочерей трудолюбивыми, добрыми, патриотами своей родины?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня
многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к
народной педагогике, к национальным традициям в присоединении к национальной и
общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что
“…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл
в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в
фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал
для воспитания любви к Родине.
Важно, чтобы родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры;
владели родным языком и использовали в воспитание детей разнообразный
белорусский фольклор.
Информация использована отсюда
В нашей группе
создана развивающая среда: оформлен уголок «Моя родина Беларусь», в котором
содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной
символикой, предметами народно-прикладного искусства, что позволяет расширить и
углубить представления воспитанников о белорусском крае, как малой Родине.
В специально
организованную и нерегламентированную деятельность включаются темы: «Наша
Родина – Беларусь», «Государственные символы республики Беларусь», «Слоним—мой
родной город».
Так же проводятся праздники, развлечения: «Колядки», «Масленница»,
«Гукание весны», где дети знакомятся с народными обрядами, традициями.
Воспитанники
посещают белорусский кружок. Дети пополняют свой словарь белорусскими словами,
учатся понимать и употреблять формы вежливости, слушать, понимать и
пересказывать белорусские произведения, заучивать короткие стихотворения,
играть в белорусские народные игры.
Для родителей проводятся консультации «Воспитываем маленького гражданина»,
«Традиции белорусского народа» и др., родителям предложен список литературы для
чтения детям, что способствует повышению внимания к использованию средств
устного народного творчества (игр, песен, загадок) в воспитании детей, помогает
установить прочные условия для эффективного взаимодействия.
Без знания родного
языка, истории, культуры, традиций своего народа, нет патриота своей Родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий